Пока население не поверит, что автострахование может приносить прибыль, система ОСАГО эффективно работать не будет, сообщает издание.
РБК, журнал,
8 июля 2004 г.
Россияне не воспринимают ОСАГО 1210 просмотров
Пока население не поверит, что автострахование может приносить прибыль, система ОСАГО эффективно работать не будет
Согласно исследованию, проведенному недавно компанией BusinessVision, на сегодняшний день более 10% автовладельцев в Москве не имеют полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Причем почти половина из них не собирается приобретать полис ОСАГО в ближайшее время. И хотя эти результаты оказались лучше, чем ожидали эксперты, радоваться пока рано. По данным BusinessVision, сегодня покупка полисов ОСАГО осуществляется преимущественно под давлением государства, внутренними мотивами руководствуется очень небольшая группа потребителей (см.результаты исследования. Однако именно то, что население воспринимает ОСАГО как налог, является основной проблемой развития системы страхования автогражданской ответственности в России. Уменьшение тарифов, о котором много говорят в последнее время, едва ли исправит ситуацию, необходимы более глубокие системные преобразования. Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вступил в силу 1 июля 2003 г. Согласно этому документу, заниматься страхованием автогражданской ответственности могут только компании - члены Российского союза автостраховщиков (РСА). Основная задача этой организации - платить компенсации пострадавшим в случае, когда виновник ДТП неизвестен или страховщик объявлен банкротом. И хотя с момента вступления законопроекта в силу прошел уже год, он по-прежнему вызывает огромное количество споров. Сегодня подавляющая часть россиян уже приобрела полисы ОСАГО, но, несмотря на это, большинство экспертов считают, что качество работы закона об ОСАГО неудовлетворительное. Компания BusinessVision в июне этого года провела инициативное исследование потребительских предпочтений и потребительского поведения на рынке страхования автогражданской ответственности Москвы. В результате исследования выяснилось, что более 10% автовладельцев столицы до сих пор не имеют полиса страхования автогражданской ответственности. Мало того, 40% среди незастрахованных в ближайшее время не собираются приобретать полис ОСАГО. Комментируя результаты данного исследования, пресс-секретарь ОСАО "Ингосстрах" Наталья Горгидзе отметила, что они достаточно предсказуемые. По ее словам, Москва демонстрирует примерно ту же картину по числу купивших полис ОСАГО, что и вся Россия. "Десять процентов "отказников", то есть лиц, не купивших полис и при этом владеющих автомашинами, - это цифра, примерно постоянная по всей стране, - пояснил RBC daily руководитель Центра стратегических исследований "Росгосстраха" Алексей Зубец. - Об этом свидетельствуют социологические опросы, проводимые "Росгосстрахом" по различным регионам. Конечно, это плохо, однако год назад этот показатель прогнозировался на уровне не менее 20%". "Сложившаяся ситуация вполне понятна, - прокомментировал RBC daily эксперт рейтингового агентства "Эксперт РА" Павел Самиев. - Часть автомобилистов, не имеющих полиса ОСАГО, считает, что дешевле отделаться штрафными санкциями, чем покупать полис. Некоторые из них используют свои автомобили очень редко. Другие принципиально игнорируют такие процедуры, как ОСАГО или техосмотр. Впрочем, есть люди, которые традиционно откладывают на крайний срок подобные вещи". Действительно, по данным BusinessVision, объясняя отказ от ОСАГО, незастрахованные автовладельцы говорили, что редко пользуются автомобилем (25%), не могут позволить себе такие расходы (15%), не доверяют страховым компаниям (14%) и, наконец, считают, что легче платить штрафы (12%). При этом интересно отметить, что у 41,2% незастрахованных автовладельцев пока не проверяли наличие полиса ОСАГО, 23,5% предпочитают заплатить штраф при проверке, нежели приобрести полис, а 35,3% решают эту проблему другими способами. Однако и те автовладельцы, которые все-таки приобрели полисы ОСАГО, чаще всего делали это, руководствуясь далеко не внутренними побуждениями. Согласно исследованию BusinessVision, полис ОСАГО владельцы автомобилей покупают в основном в связи с тем, что государство обязало их (33% опрошенных) или установило высокие штрафы за отсутствие полиса (30%). Действительно, если до декабря прошлого года менее 5% автовладельцев ежемесячно приобретали полисы ОСАГО, то в декабре 2003 г. - январе 2004 г., в связи с введением с Нового года штрафов за отсутствие полиса, их стали приобретать более 10% респондентов. Еще 17% застрахованных купили полис "на всякий случай". И только 11% купили полис, поскольку беспокоятся за себя и родных, а 9% считают, что купить полис ОСАГО выгодно. Очевидно, что на сегодняшний день покупка полисов осуществляется под давлением "извне", внутренними мотивами руководствуется очень небольшая группа потребителей. А 10% респондентов, которые застраховались исходя из личных мотивов, по словам Натальи Горгидзе, - это как раз те, кто мог бы приобрести и добровольное страхование автогражданской ответственности. "Если говорить о мотивации потребителей к приобретению полиса ОСАГО, то здесь, конечно, большую роль играет государственное принуждение, - говорит Алексей Зубец. - Население более осознанно будет подходить к ОСАГО после того, как большая часть автовладельцев поймет, что ОСАГО защищает их в случае ДТП. Это произойдет через год-два. Хотя, с другой стороны, и в Европе ОСАГО было бы гораздо менее распространенным видом страхования, если бы оно не было обязательным. Никто не любит платить налоги, хотя понятно, что без них невозможно обеспечить социальную защиту. А ОСАГО, с точки зрения страхователей, в будущем в значительной степени останется налогом, хотя и социально важным". Именно то, что общество в целом воспринимает ОСАГО не как страхование, а как налог, является, по мнению опрошенных RBC daily экспертов, основной проблемой развития системы страхования автогражданской ответственности в России. "Так произошло потому, что в России еще не сложилась культура страхования. Договоры добровольного страхования автогражданской ответственности имела незначительная часть населения. Многие просто не понимают, что они страхуют по договору", - пояснил Павел Самиев. С другой стороны, лимиты ответственности и процедура урегулирования убытков по ОСАГО действительно не могут быть признаны удовлетворительными. "Страхование должно быть выгодным, даже если оно обязательное. Государственные санкции не могут быть эффективными, если подавляющее большинство страхователей считают плату за полис бесполезными расходами. Но это не значит, что надо снижать тарифы. Работать необходимо в других областях - совершенствовать процедуру оценки ущерба и урегулирования, систему поправочных коэффициентов, менять лимиты ответственности", - отметил Павел Самиев.
Евгения ГАВРИЛЮК
Вся пресса за 8 июля 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|